Онлайн-лекция “«Книга страстной любви” (“Ишк-наме”) Фериште-оглу и ее место в культуре Османского государства”

25 июня 2021 г. при поддержке Фонда Ибн Сины состоится онлайн-лекция “«Книга страстной любви” (“Ишк-наме”) Фериште-оглу и ее место в культуре Османского государства” Юрия Анатольевича Аверьянова. Начало трансляции — в 18:00 (по Мск).

Наука

Абд аль-Маджид ибн Изз ад-Дин Фариште-заде (турецк. Фериште-оглу) родился в городе Тире близ Измира на эгейском побережье Малой Азии (греч. Феира; в древности – Тирра). О его жизни сохранилось немного сведений. Дату его кончины (864 г. хиджры/1459-60 г.) сообщает только поздний автор XIX в. Ходжа Исхак в своем антибекташийском трактате «Открыватель тайн и отвергатель зол», где он сообщает о том, что Фериште-оглу был учеником некоего Баязида, а тот в свою очередь – мюридом Шамс ад-Дина, одного из первых приверженцев и халифе Фазлаллаха Хуруфи.

Фериште-оглу считается автором ряда произведений – «Книги страстной любви» («Ишк-наме»), словаря коранических терминов с переводом их на османско-турецкий язык под названием «Словарь Закона Божьего» («Лугат-и Канун-и иляхи»), трактатов «Книга загробного мира» («Ахират-наме»), «Книга наставлений» («Хидайат-наме») и «Книга снов» (Хаб-наме»). Все они представляют собой изложение учения хуруфитов на основе трудов самого Фазлаллаха.

«Ишк-наме» представлено в турецких библиотеках многочисленными рукописями, из которых самая ранняя – рукопись из библиотеки Сулейманийе в Стамбуле датирована 857 г.х./1453 г. Всего известно не менее 65 списков «Ишк-наме», что говорит об особом значении этого труда для османских хуруфитов и бекташи. «Ишк-наме» состоит из введения и 32
глав (по числу букв персидского алфавита). Название произведения отражает суть воззрений хуруфитов на природу человека (Адама) – святости человеческого лика как образа Божьего, на котором запечатлелись предвечные буквы-слова. Связь хуруфитов, с одной стороны, с
эзотерическими кругами («батинитами») и, с другой стороны, с так называемым «народным исламом» и мессианскими (махдисткими) движениями наглядно предстает в исследуемом тексте. Идеи хуруфитов нашли выражение не только в письменных памятниках, но и в творениях архитектуры и живописи; однако выявление «хуруфитского следа» в культуре Османского государства еще далеко не завершено.

Лектор: Юрий Анатольевич Аверьянов, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.