Онлайн-лекция «Суфизм / нео-суфизм и новые религиозные движения New Age»

09 апреля 2021 г. при поддержке Фонда Ибн Сины состоится онлайн-лекция Константина Сергеевича Васильцова «Суфизм / нео-суфизм и новые религиозные движения New Age». Начало трансляции — в 18:00 (по Мск)

   Вплоть до середины ХХ в. суфизм, с которым европейцы впервые познакомились еще в Средние века, рассматривался западной культурой преимущественно в качестве «этнографической экзотики». Однако в 1960–1970-е гг. на волне общего увлечения восточными мистическими учениями и появления «альтернативных» религиозных движений New Age (или Новых религиозных движений, НРД), которые по праву можно отнести к одним из наиболее значительных, как по форме, так и по своему внутреннему содержанию, явлений в религиозной истории ХХ – начала ХXI  вв., наряду с очевидной в последнее время тенденцией к «возвращению к истокам», т.е. к формам традиционных религий, суфизм / нео-суфизм приобретает особый статус категории европейской культуры и перестает отождествляться исключительно с мусульманской традицией, принимает все более универсалистский характер, а его новыми адептами становятся люди различных религиозных убеждений и национальностей.

     В середине прошлого века на Западе в сфере массовой культуры среди последователей «новых религиозный течений» возникает целый ряд интеллектуальных течений, одним из мотивов которого становится апелляция к восточным религиозным традициям, индуизму, буддизму, даосизму. Появляется и становится расхожим представление о некоей универсальной мудрости (universal wisdom) или метафизическом единстве религий (metaphysical unity ofreligions), новой духовности (new spirituality) и т.д. В том же русле происходит некоторая эволюция понятия суфизм, в его новой интерпретации довольно далеко отошедшего от аскетических практик мусульманского суфизма, богоискательства и мистических учений классического ислама, сохраняя при этом известный набор «догматических» положений, а также некоторые ритуализованные действия, как например, суфийское сама‘, в европейском его изводе.

        НРД проникают на территорию СССР в поздне-советский и бурно развиваются в пост-советский период. В начале 1990-х гг. на территории бывшего СССР появилось значительное количество, по некоторым подсчетам не менее десятка, различных религиозных или квази-религиозных движений, которые не имели непосредственной связи с западными или азиатскими конфессиональными институциями, сектами и культами. Несколько позднее к ним прибавились и суфийское движение (предмет настоящего исследования), которое стало развиваться по нескольким более или менее очевидным траекториям. На территории пост-советского пространства начали действовать сформировавшие и уже достаточно популярные на Западе международные суфийские тарикаты (накшбандийа, муджадидийа, чиштийа и др.), активная прозелетическая деятельность представителей которых способствовала появлению значительного числа неофитов в России и странах СНГ. К не менее интересным и значимым феноменам стоит отнести появление весьма различных по своему характеру течений и групп, в название которых входит термин «суфизм» или производные от него, что нередко является единственным и, по сути дела, формальным маркером, определяющим их принадлежность к суфизму. Эти движения отличает эклектичная «догматика», хаотичные и нестабильные ритуальные практики, часто принимающие форму музыкальных фестивалей («Ошо Фестиваль»), танцев («Фестиваль танцующих волшебников»), телесных экзерсисов (суфийская йога), повышенный интерес к эзотерике («Школа Мудрости»), духовным тренингам («Воплощай мечты, кружась»), практикам нетрадиционного целительства («суфийской медицине», М. Норбеков).

Лектор: Константин Сергеевич Васильцов, кандидат исторических наук, научный сотрудник МАЭ «Кунсткамера» РАН.

Язык лекции: русский